Если представителя лизинговой компании спросить, что такое лизинг, то можно услышать два типичных ответа. Часть специалистов в первую очередь скажет, что это «лучшее средство модернизации производства и выход из технологического кризиса для российских предприятий», другие - что это «прекрасный инструмент для оптимизации налогов и легализации доходов». Эти ответы весьма показательны и отражают не только две основные роли лизинга в экономике, но и два основных направления развития лизинговых компаний.
Особенность в оборудовании
Понятно, что лизинг - это аренда имущества, подразумевающая традиционную схему «арендодатель - арендатор». Но, пожалуй, данная форма бизнеса не была бы столь привлекательной, не будь третьей стороны - финансирующей. Если при аренде имущества расчеты происходят напрямую между двумя вышеназванными сторонами, то при лизинге сначала финансовая структура приобретает у изготовителя или продавца имущество, а затем передает его получателю лизинга, ежемесячно получая с него лизинговые платежи за поставленные в лизинг средства производства.
Чтобы было окончательно ясно, при лизинговой сделке участвующие стороны юридически именуются иначе, а именно:
- Продавец (поставщик, производитель) имущества
- Лизингодатель (финансовая структура, финансовый посредник)
- Лизингополучатель (пользователь имущества)
Будучи наиболее перспективной, если не главной, моделью модернизации производства, лизинговая схема тем не менее не дает ответа на интересный вопрос: есть ли вообще особенности в предоставлении оборудования в лизинг, к примеру, для оснащения деревообрабатывающих предприятий?
Можно было бы сказать, что особенностей множество, и еще каких особенностей! Но, увы, это будет неправдой, потому что лизинг довольно универсален и подходит к любому типу имущества, не запрещенному законодательно для обращения. И все-таки посмотрим...
Предположим, что некой мебельной фабрике необходимо приобрести 5-ти осевой обрабатывающий центр с чпу, кромкооблицовочный станок, и копировально-фрезерный станок. Руководством принято решение получить его в лизинг, обратившись в авторитетную и опытную лизинговую компанию. В свою очередь, лизингодатель, рассмотрев заявку и документы потенциального лизингополучателя, убедившись в его состоятельности, приобрел у поставщика оборудование. Между лизинговой компанией и строительной фирмой был заключен договор лизинга оборудования. Следующий шаг - трехсторонняя встреча, где поставщик, лизинговая компания и производственная фирма передали-приняли механизмы, подписав соответствующий акт. Теперь фирма, пользуясь оборудованием, ежемесячно или ежеквартально выплачивает лизинговой компании платежи.
Всё. Любое предприятие, хоть раз получавшее в лизинг оборудование или технику, знает хронологию шагов этой ситуации и подтвердит, что примерно так и было, вне зависимости от того, что они получали, - фрезерный станок, пресс, автомобиль или фронтальный погрузчик - каких-либо особенностей лизинга не обнаружено.
Остановимся на одном важном и, наверное, определяющем обстоятельстве. Одним из преимуществ российского лизингового законодательства является возможность ускоренной амортизации лизингового имущества.
Расчетные сроки сбытовой деятельности предприятия и лизинг производственных средств на срок 1-2 года дают возможность довольно гибкого и нарастающего финансового планирования. Возможно, что в совокупности с поступлением от продаж плановость лизинговых платежей как раз и дает «сглаживание» финансовых затрат.
Особенность в легализации
Другое соображение уже производное, больше наблюдение. Тема легализации доходов в России носит почему-то оттенок неприличия и умолчания. Отсюда проистекает убогость советов, которые предлагаются со страниц широкой и даже экономической прессы: скажите налоговому инспектору, что всю жизнь копили или неожиданно нашли бабушкины драгоценности. Можно подумать, что речь идет о последней в этой жизни покупке, поскольку второй раз сказка про бабушку уже не пройдет. Возможно, эта стыдливость объясняется «молодостью» нашего капитализма, российской ментальностью, которая стыдится богатства. А также просто новизной и неразработанностью самого вопроса. Между тем, в старом добром капиталистическом мире легализацией занимаются серьезно, открыто, профессионально и на государственном уровне.
Важно понять главное: легализация - дело хорошее, поощряемое государством, и весь вопрос только в цене и сложности этого процесса. Конкретной компании остается лишь оптимизировать затраты времени и денег, остановиться на выбранном варианте и воплотить его в жизнь. Не стоит удивляться, но и в данной ситуации лучший вспомогательный инструмент - лизинг. Оборудование закупает лизинговая компания за легальную цену, ставит себе на баланс и передает для работы лизингополучателю. Лизингополучатель может легально образовывать прибыль и при этом платить на нее минимальный налог, поскольку выплаты по лизингу будут относиться к себестоимости. На любые вопросы: «Откуда такое дорогое оборудование?» есть окончательный ответ: «Взяли в лизинг!». По окончании срока лизинга предприятие становится абсолютно легальным собственником основных средств, имеющих нулевую остаточную стоимость, но вполне реальную рыночную.
Пояснение мы рассмотрели выше - трехкратная ускоренная амортизация предмета лизинга и заметное уменьшение размера налога на имущество. Главный вывод: став полноправным и легальным собственником, предприятие может под залог этого имущества получать кредиты и брать в лизинг новое, более дорогостоящее оборудование, а может и продать его по любой цене без оглядки на остаточную стоимость, поскольку она равна нулю.
Особенность в налогообложении
Лизинг и вправду является прекрасным инструментом налогового планирования благодаря тем замечательным особенностям, о которых уже говорилось выше. До недавних пор действовала льгота по налогу на прибыль, которая распространялась на капитальные вложения предприятия, и по сравнению с этой льготой преимущества лизинговых сделок оказывались недостаточно хороши. Однако после введения в действие 2-й части Налогового кодекса лизинг остался фактически единственным способом льготирования капитальных затрат, который легально санкционирован государством. Понятно, что хороший бухгалтер всегда найдет способ отнести на себестоимость деньги из оборотного капитала, потраченные на покупку основных средств, но раз уж дана возможность налогового планирования через лизинговые схемы, очевидно, что предприятия будут достаточно широко ею пользоваться для повышения рентабельности своих проектов.
Пример тому - появление ситуаций, когда вполне успешное предприятие, имея собственные средства на покупку нового оборудования, специально создает «карманную» лизинговую компанию для того, чтобы она провела затем сделку с этим же самым предприятием. Хотя в этом случае оно и должно заплатить комиссию лизинговой фирме, но в итоге все равно получает выгоду за счет оптимизации налогообложения. В последние годы крупные промышленные предприятия стали значительно чаще обращаться в свои банки за консультациями по поводу организации собственной лизинговой компании. Следует ожидать, что такие фирмы будут рано или поздно созданы при любом крупном промышленном предприятии, которому создать собственную лизинговую схему будет дешевле, чем купить ее. Обращаться на рынок за кредитом или лизингом они будут лишь в том случае, если им на самом деле потребуется инвестиционный ресурс. Таким образом, та часть лизинговых сделок, которая направлена исключительно на оптимизацию налогообложения, в перспективе может обслуживаться дочерними лизинговыми компаниями промышленных холдингов, а также независимыми лизинговыми фирмами, которые при отсутствии должного ресурса фактически будут превращаться в консалтинговые структуры.
Однако государство, сознательно льготирующее лизинговые контракты, делает это вовсе не для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу. Совсем наоборот. С точки зрения государства, идеология введения налоговых льгот для лизинга - это облегчение инвестиций для перевооружения российских предприятий, что в конечном итоге должно обеспечить развитие этих компаний и рост налогооблагаемой базы. Этот чисто инвестиционный сегмент поля действия лизинга - не только основной по сути, но и потенциально очень просторный.
Особенность в диктатуре производства
По разным экспертным оценкам ежегодный существенный рост российского рынка лизинга может сохраниться еще как минимум до 2005 года, когда он имеет шансы достигнуть 30% от суммы внутренних инвестиций. До определенного предела рост лизингового бизнеса действительно может опережать рост промышленных компаний, как это происходит сейчас. Почему? Просто сработал эффект отложенного спроса, который «выстрелил» в тот момент, когда сложились благоприятные условия: приемлемое законодательство и предсказуемая власть, политическая и экономическая стабильность, низкие процентные ставки и оптимистические ожидания инвесторов. Однако затем динамика роста должна неизбежно замедлиться и прийти в соответствие с ростом объема бизнеса промышленных предприятий.
Вне всяких сомнений - особенность лизинговой сделки состоит не в типах поставляемого оборудования, не в нормах ускоренной амортизации и не в легализации доходов. В первую очередь, это удобный способ запустить новые направления в производстве, дающий возможность в кратчайшие сроки расширить собственный бизнес.